SportWeek Мотоспорт Столыпинские обгоны

Столыпинские обгоны

Президент Федерации мотоциклетного спортаАлександр Нифонтов 
Интервью: Ирина Спасская

Президент Федерации мотоциклетного спорта объяснил Sportweek, на что стоит тратить государственные деньги, пообещал добавить мотоспорту «гламура» и «глянца» и обрисовал сроки, в течение которых депутаты Госдумы пересядут с автомобилей на скутеры.

- Мотоцикл – травматичная штука. Зачем люди на него садятся, не знаете?

- Преданность такому способу передвижения держится прежде всего на любви и интересе к мотоциклу. Я не думаю, что есть люди, которые ездят на мотоцикле, тренируются или гоняются без уважения к этой технике, может быть, за исключением немногочисленных развозчиков пиццы в Москве, для которых мотоцикл – просто вынужденный, довольно удобный способ из пункта А добраться до пункта Б.

- Русские – лихие ребята?

- Не больше и не меньше, чем другие. Иногда это – глупое лихачество. Но опять же, дать фору азиатам, европейцам или американцам мы не можем. В спорте, к сожалению, мы пока не выигрываем все что можно. Так что назвать нас лихими можно только с большой натяжкой.

- Кстати, о выигрышах. На проходящем в эти дни «Дакаре» «Камазы» оккупировали первуюстрочку в зачете грузовиков, среди легковых автомобилей наши позиции значительноскромнее, мотоциклистов не видно даже при большом увеличении. Почему?

- Ни в коем случае не умаляю достоинств «Камазов» – профессиональной команды, профессиональных гонщиков и всего коллектива. Но надо учитывать, что производителей грузовых автомобилей во всем мире достаточно мало. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. То, что «Камаз» – хорошая машина с хорошими шансами на победу, то, что «Камаз» может позволить себе ежегодное финансирование своей команды для подготовки автомобиля, дает ему определенные преимущества. В классе легковых автомобилей на «Дакаре» сотни участников, десятки серьезных профессиональных команд. Та же история и в мотодисциплине, в которой участвуют сильнейшие японские и европейские команды, имеющие огромный соревновательный опыт и финансовые возможности. Просто так появиться в качестве лидера здесь невозможно.

- Мотокросс – основа гонщицкого образования?

- Если человек состоялся как мотокроссмен, он станет хорошим гонщиком и в шоссе, и в спидвее. Потому что мотокросс – самая сложная дисциплина с точки зрения физиологии, нагрузок и с точки зрения управления мотоциклом. Это база, на которую впоследствии нанизывается специфика других дисциплин. Считается обязательным пройти школу мотокросса. В свое время тренера финской сборной по авторалли спросили: «Что нужно сделать, чтобы вырастить хорошего раллиста?». Тренер ответил: «Чтобы сделать это максимально быстро и хорошо, найдите хорошего кроссмена и посадите его в автомобиль».

- Мотогонки в России приносят прибыль?

- По-разному. Но в идеале – должны приносить. Я не стесняюсь говорить, что мотогонки – коммерческий проект. Люди, интегрированные в этот спорт, не должны заниматься этим только ради искусства. Я хочу, чтобы коммерческая составляющая мотоспорта потом возвращалась в виде создания новых рабочих мест. Ведь современный мотоспорт – это и механики, и техники, и врачи, и кто угодно. Чтобы спонсорские деньги впоследствии шли на создание детских школ, поддержку молодых спортсменов. Московский Суперкросс, Adrenaline Rush FMX Masters уже дали положительные результаты: некоторые серьезные бизнесмены, побывавшие на этих соревнованиях, решили создать свои команды. Многие из этих состоятельных людей начали поддерживать спортсменов, задумались о том, что надо создавать базы. И это эффект всего лишь от двух соревнований. Хотя с коммерческой точки зрения эти старты принесли мне только убыток.

- На Adrenaline Rush FMX Masters присутствовало около 25 000 зрителей. Неужели столько народу – и убыток в итоге?

- Многим кажется, что если 25 000 зрителей, то деньги должны потечь рекой. Это не так. Я знал, на что шел. Организаторы подобных стартов в США и Европе предупреждали меня, что не стоит рассчитывать на какую-либо прибыль в первые три года. Или возьмем трассу под
Волоколамском, которая сейчас строится, несмотря на кризис. Бизнесмен Рустем Трегулов, инициатор проекта, вкладывает в него деньги, несмотря на то что первые шаги будут  заведомо убыточными. Зато этот человек на десятки лет оставит свое имя в российском автомотоспорте.

- На чем мотоциклетный спорт может у нас зарабатывать?

- Я сторонник разумной государственной поддержки, например, некоторых детских школ. Если такая помощь будет, то и существующие частные профессиональные команды смогут зарабатывать свои деньги, и спорт начнет приносить доход. Еще одно необходимое условие успеха. Спорт должен становиться зрелищным и красивым шоу. Такой продукт будет покупать телевидение, это станет хорошей площадкой для многих бизнесменов. Когда человек становится свидетелем такого спортивного шоу, сидя в удобном кресле, попивая хорошие напитки и наблюдая качественные гонки, он понимает, за что платит. От большинства сегодняшних соревнований вряд ли можно получить позитивный заряд. Ты застрял на подъезде к трассе, наглотался пыли на соревнованиях убогого вида. О чем можно вспомнить на следующий день?

- У кого учиться?

- Для сравнения стоить съездить в Европу на любой этап Кубка мира или по мотокроссу, или по шоссе. И, кстати, тысячи наших людей тратят довольно большие деньги, чтобы в Италии или во Франции посмотреть на чужих гонщиков. Значит, россиянам этот спорт интересен! Я не люблю слова «глянец» или «гламур». Но какие-то элементы глянца и гламура  Мотоциклетный и автомобильный спорт в России должен приобретать. Посмотрите, что происходит в нашей стране после телевизионного шоу фигуристов. Насколько повысился интерес к виду спорта, который так красиво и привлекательно показан. У нас нет особого русского пути. Мы идем по дороге, протоптанной задолго до нас. И жители России все равно хотят покупать хорошие машины, жить в удобных домах, отдыхать на приличном курорте. Не надо стесняться стремиться к хорошей жизни.

- Показательные выступления известных спортсменов будут проводиться в России?

- Мы ведем переговоры с Adrenaline Rush, спонсором наших крупнейших событий – Суперкросса и Фристайла, о проведении совместного показательного тура по мотофристайлу по городам России. Это коснется Поволжья, юга России, центральных районов. А в следующем году, возможно, затронем Сибирь и восточные районы. В показательных выступлениях будут участвовать и снегоходы, и четырехколесники. Все это будет создавать имидж нашему виду спорта. Самое сложное – изменить нашу психологию. Мне очень близка фигура российского реформатора Столыпина. Петр Аркадьевич двигал страну вперед. И я хотел бы быть Столыпиным российского мотоспорта.

- Пересадить, например, депутатов Госдумы с BMW и Audi на скутеры…

- Это точно не при моей жизни. И я не шучу. Процесс пересаживания может начаться не раньше, чем через 15–20 лет. Но начнется.

 


ZOOM


16 ДЕКАБРЯ. АБУ-ДАБИ (ОАЭ) Полуфинал клубного чемпионата мира по футболу «Барселона» (Испания) – «Атланте» (Мексика). В атаке – нападающий «Барсы» Златан Ибрагимович. Его команда победила – 3:1, после чего выиграла и финал у «Эстудиантеса». (фото: Action Images / Scott Heavey)


15 ДЕКАБРЯ. ЯНЧЖУ (КИТАЙ) Матч женского чемпионата мира по гандболу Дания – Россия. Наши девушки победили в этой игре 30:25 – и выиграли и турнир в целом. (фото: EPA/WU HONG)


20 ДЕКАБРЯ. МОСКВА Матч Кубка Первого Канала по хоккею Россия – Чехия. Сергей Федоров впечатывает в борт Петра Чаславу. Россияне выиграли встречу по буллитам (4:3). (фото: EPA/MAXIM SHIPENKOV)


17 ДЕКАБРЯ. ВАЛЬ-ГАРДЕНА (ИТАЛИЯ) Тренировка итальянского горнолыжника Вернера Хеела (фото: REUTERS/Max Rossi)


12 ДЕКАБРЯ. СТАМБУЛ Российский пловец Аркадий Вятчанин установил на чемпионате Европы новый мировой рекорд на дистанции 100 м на спине на короткой воде. (фото: REUTERS/STEFANO RELLANDINI)


12 ДЕКАБРЯ. МОСКВА В рамках международного Паралимпийского дня команды инвалидов Германии и Голландии провели хоккейный матч. (фото: EPA/SERGEI CHIRIKOV)

SportWeek Опрос

Ваше отношение к драке между Чеховским Витязем и Авангардом:
 

Карта