SportWeek Авто/Формула-1 Стив Слэйтер: Взгляд изнутри

Стив Слэйтер: Взгляд изнутри

Стив Слэйтер
Интервью: Роман Голубев

Стив Слэйтер с канала ESPN STAR рассказал Sportweek о внутреннем мире «Формулы-1» и заявил, что пилотов талантливее Михаэля Шумахера «Королевские гонки» не знали.


Меня всегда влекли машины, автоспорт, – начал рассказ о том, как он пришел в «Формулу-1», Стив Слэйтер. – В молодости, лет 25 назад, я сам участвовал в клубных любительских гонках. Правда, без особого успеха – большим талантом природа не наделила. Но нередко я помогал комментировать местные соревнования. А в 90-х я пришел на ESPN STAR, где стал комментировать гонки типа мирового чемпионата по ралли или первенства в классе «туринг», а потом и «Формулу-1».

- Помните свою первую гонку?

- Это был 1997 г. Легендарная Монца. Там особая атмосфера – исконно итальянская. И для меня вдруг осознать, что это не сон, что я делаю все это взаправду, было невероятным событием. Это никуда не ушло – я до сих пор перед каждой гонкой чувствую подобное возбуждение.

- Спустя почти 15 лет работы на «Королевских гонках» вам удается открывать для себя что-то новое?

- Знаете, что самое классное, когда комментируешь вживую? У тебя нет никакого сценария. Да, ты можешь рассказать зрителю какие-то интересные факты, которые обнаружил, готовясь к гонке, но то, что может произойти на треке, известно только Богу.

- Ну почему же? Чтобы предсказать очередную победу Себастьяна Феттеля, божественных откровений не требуется.


- А как же предпоследний этап в Монреале? Это прекрасно доказывает, что Феттель не может побеждать всегда и везде (смеется).

- Гран-при Канады – это, скорее, исключение из правил, учитывая погодные обстоятельства и невероятную езду Дженсона Баттона.

- Все равно эта гонка лишь подтверждает то, что сделать уверенное предсказание в «Формуле-1» невозможно. События в каждой гонке разворачиваются столь стремительно, что заглянуть дальше, чем на несколько кругов вперед, невозможно.

- Это, по-вашему, связано с изменениями в правилах, предпринятыми FIA перед стартом сезона?

- Введение новых технологий, конечно, дало нам немало пищи для разговоров. Но что также в немалой степени сыграло на увеличение зрелищности гонок – шины Pirelli, заметно сказавшиеся на выступлениях пилотов. Именно Pirelli, по моему личному мнению, ответственна за то, что нынешний чемпионат получается столь захватывающим.

- Тем не менее, как бы FIA ни пыталась поставить в равные условия богатые и бедные команды, на пьедестале почета все те же лица. Почему?

- Знаменитый американский гонщик Марио Андретти 30 лет назад сказал: «Скорость стоит денег. Как быстро ты хочешь ехать?». Эта фраза актуальна и сегодня. Некоторые команды готовы потратить лишние $10 млн на то, чтобы извлечь выгоду из свежих изменений в правилах. Другие такой возможности не имеют.

- Любимые трассы в «Ф-1» у вас есть?

- Спа, Сильверстоун и Монца. Спа с его живописными холмами и крутыми поворотами вызывает настоящее восхищение. То же можно сказать о Сильверстоуне с его невообразимой последовательностью поворотов и огромными скоростями, которые развивают болиды. Ну, и Монца, о которой я уже говорил. Случись вам оказаться на центральной городской площади в день, когда «Феррари» выиграла гонку, – вы этого никогда не забудете! Но даже на фоне трех этих треков особняком стоит Гран-при Сингапура.

- Что в нем особенного?


- Там происходит настоящее слияние города, его культуры и всех событий, происходящих в нем, с предстоящей гонкой. И, конечно, дополнительный шарм Сингапуру придает тот факт, что гонка проводится в ночное время. Весь день перед самой гонкой люди ходят по городу, любуются достопримечательностями, сидят в барах. Когда же в полночь она заканчивается, они не возвращаются по отелям, а отправляются по многочисленным ресторанам, клубам, на концерты. Мы, телевизионщики, покидаем студию часа через 2–3 после окончания гонки, а город все еще бодрствует, гуляет. Все это делает Гран-при Сингапура по-настоящему особенным, ни на что не похожим событием. Недаром у сингапурского Гран-при самая большая телеаудитория в мире – более 100 млн человек!

- После первой гонки в Сингапуре в 2008 г., когда Пикемладший устроил аварию, чтобы вызвать пэйс-кар и позволить своему партнеру Алонсо выиграть гонку, FIA приняла решение запретить командные стратегии…

- Мы это называем иначе – жульничеством (смеется).

- Зачем все это нужно было «Рено»?


- Ответ прост. Это была первая гонка в новом регионе, и, выиграв ее, «Рено» обеспечивала себе будущее. Тот сезон должен был стать для «Рено» последним, но победа в Сингапуре многое изменила. Ее оказалось достаточно, чтобы сохранить команду для «Формулы-1». Так что, похорошему, их нельзя осуждать за то, что они сделали. Уж если жульничать, так по-крупному!

- У вас есть фавориты среди пилотов?


- Все сложно. Могу сказать, что я большой поклонник Хэмилтона. И поклонник Алонсо тоже. И все же, признаюсь, пилот, которого я обожаю в этом сезоне больше остальных, – все-таки Себастьян Феттель. Это, наверное, самый совершенный гонщик из всех, кто сегодня выступает в «Ф-1».

- За свою карьеру вы встречались с множеством великих чемпионов – Ален Прост, Айртон Сенна, Найджел Мэнселл. Кто из всех, по-вашему, самый гениальный?

- Этот парень все еще в деле. Хочется вам того или нет, но это – Михаэль Шумахер. Определенно, самый талантливый, идеальный пилот, которого я когда-либо видел на трассах «Формулы-1». Может, однажды Феттель его и превзойдет, но 91 победа Шуми в гонках «Ф-1» говорит сама за себя.

- Вас, как поклонника его таланта, сильно разочаровывает тот факт, что «Красный барон» после прошлогоднего возвращения ни разу не сумел победить?


- Быстрее, чем позволяет машина, не проедешь. Болиды «Мерседеса» не готовы настолько, чтобы он мог на них выигрывать. В Монреале Михаэль стал четвертым, остановившись в шаге от своего первого подиума за два сезона. Тем не менее даже сейчас Михаэль сильнее, чем большинство участвующих в чемпионате пилотов. Говоря объективно, лучше него, быть может, только три-четыре пилота.

- По-вашему, сколько еще Шумахер проездит?

- До Монреаля думал, что максимум год. Но в Канаде он был настолько доволен собой, так светился, что заявил о готовности продлить свой контракт с «Мерседесом» хоть до 2040 г.! Думаю, Михаэль пробудет с нами еще 2–3 сезона – не уверен, что он останется в гонках после 2014-го.

- На родине вас наградили прозвищем «Бигглз». Что это значит?

- Так зовут одного популярного в Британии героя комиксов – летчика времен Первой мировой. Ко мне же прозвище прилипло из-за увлечения старыми аэропланами – второй моей страсти после автоспорта. Я сам – лицензированный пилот, летаю на бипланах начала XX в. И владею небольшой фирмой, которая занимается реставрацией подобных самолетов, – Biggles Biplane Limited.

- Какие еще интересы у вас есть?

- О, я натура увлекающаяся! Обожаю старые роудкары – у меня есть несколько таких олдтаймеров: «Остин» 1933 г. выпуска, MINI Cooper 60-х гг., классический Porsche 911 версии 25 road. Еще люблю путешествовать, в чем, благодаря моей работе, недостатка не испытываю.

- В обывательском представлении мир «Ф-1» – торжество роскоши, гламура и топ-моделей, крутящихся вокруг пилотов. А каким знаете этот мир вы?

- Так все и есть. Вокруг паддоков крутится такое невероятное количество знаменитостей, сколько, наверное, не увидишь ни в одном другом виде спорта. Ходят, сорят деньгами, устраивают бесконечные вечеринки. Вы должны понимать, что «Формула-1» – это большая деревня, переезжающая в течение года с места на место в 19 разных городов.

- Так ведь зона на территории трэка, где размещаются паддоки и обслуживающий персонал, так и называется – деревня «Ф-1».


- Именно. Этакая деревня на колесах с населением в примерно 1800 человек. Она живет своей собственной жизнью. Перед гонкой, в пятницу и субботу, мы бродим от гаража к гаражу, общаемся с механиками, инженерами. Как и в любом сообществе, мы ходим друг к другу в гости, обмениваемся последними слухами и веселыми байками. Здесь много всего от обычной жизни. И если в гонках «Макларен» и «Феррари» – заклятые враги, то в деревне вы запросто можете увидеть, как инженеры этих команд угощают друг друга выпивкой или помогают разменять валюту. Каждый знает о каждом все, слухи  разлетаются по всей деревне моментально. Попади вы туда, узнали бы гораздо больше о мире «Ф-1». Впрочем, происходящие там вещи, конечно, забавны, но моя работа – комментировать гонки, а не рассказывать зрителям о подружке инженера «Макларена» (смеется). Хотя именно люди, а не машины делают этот мир столь интересным. И что касается «Ф-1», то здесь собрались просто замечательные люди.

SPORTWEEK № 25-27 (164-166)

 



SportWeek Опрос

В какой клуб перейдет Роман Павлюченко в зимнее трансферное окно?
 

Карта