SportWeek Авто/Формула-1 Аварийная ситуация

Аварийная ситуация

Текст: Денис Мостов
Королевский этап «Формулы-1», знаменитый гран-при Монако, прошел в привычном гламурном антураже – миллионеры на яхтах, толпы vip-персон, бриллианты везде и всюду, даже на шлемах отдельных пилотов. Вот только в событиях на трассе ничего гламурного не было и в помине.


Столь редкие в недавнем прошлом обгоны на грани, а то и за гранью разумного риска, тяжелые аварии, после которых мексиканец Серхио Перес и россиянин Виталий Петров попали в госпиталь, катавасия с пит-стопами лидеров, желтые и красные флаги, а также отчаянные и чреватые для окружающих атаки свирепого Льюиса Хэмилтона – вот чем запомнился нынешний этап в знаменитом княжестве. Даже удивительно, что столь лихая и непредсказуемая гонка закончилась победой главного фаворита – немца Себастьяна Феттеля, которого многие теперь называют без пяти минут чемпионом мира сезона-2011.

Феттель вне конкуренции.

Спору нет, Феттель и его болид «Ред Булл» в этом году чудо как хороши. Каждый по отдельности. А в симбиозе практически и вовсе непобедимы. После шести гонок молодой немец набрал просто-таки неприличное для всегда отличавшейся высочайшей конкуренцией «Формулы-1» количество очков – 143 из 150 возможных. Переведя с языка цифр, Себ выиграл пять Гран-при и только однажды, в Шанхае, финишировал вторым вслед за британским пилотом «Макларена» Льюисом Хэмилтоном. Но перед стартом этапа в Монте-Карло Феттель, как ни парадоксально, явным фаворитом не считался.

Трасса на узких улочках княжества уникальна, к ней нужен особый подход. Себастьян при всех его талантах до нынешнего года этот самый подход найти не мог. К примеру, в 2009-м эффектно разбил свой «Ред Булл», а в 2010-м финишировал вторым позади партнера по команде австралийца Марка Уэббера. Правда, на сей раз он прибыл в Монте-Карло уже не в качестве амбициозного претендента, а в статусе действующего чемпиона мира и уверенного лидера сезона. Да и болид у него стараниями технического гения Эдриана Ньюи – объективно самый совершенный на сегодняшний день. Даже «Макларены» с «Феррари» похуже будут, об остальных соперниках и говорить не приходится.

Как известно, обгонять на Гран-при Монако чрезвычайно сложно. Еще совсем недавно более быстрым пилотам не помогала даже значительная разница в скорости, порой они наматывали десятки кругов за медленными конкурентами и только скрежетали в отчаянии зубами. Или решались на крайне рискованные и чреватые столкновениями обгонные маневры. В такой ситуации (даже с учетом непредсказуемости покрышек «Пирелли») стоимость поул-позишн возрастала многократно, поэтому в субботу Феттель выглядел весьма довольным. Он уходил в бой первым, впереди британца Дженсона Баттона на «Макларене» и Фернандо Алонсо на «Феррари». И сумел довести гонку до победы. Хотя слово «довести» все же не совсем соответствует истине – превосходство поула Себ утратил еще в самом дебюте гонки, пропустив Баттона вперед после первого пит-стопа.

Но везет, как известно, сильнейшим. Сначала Феттелю вроде как по ошибке поставили жесткий комплект вместо мягкого, а потом он на этой резине проехал всю гонку. Помогли немцу и коллизии на трассе, которые привели к выезду машины безопасности, а потом и к временной остановке заезда. Нетерпеливые конкуренты меняли резину чаще (Алонсо – дважды, Баттон – трижды) и заняли на импровизированном подиуме в Монако места в строгом соответствии с количеством пит-стопов.

Удар, еще удар.

После финиша счастливый немец признавался, что сознательно пошел на риск и остался на трассе на изношенной резине. Если это было действительно решение Себа, то его надо поздравить – он не только стал феноменально быстр, а еще и прибавил в тактической грамотности. И выглядит неуязвимым. Одна букмекерская контора уже сообщила, что готова выплатить сейчас деньги всем, поставившим на чемпионство Феттеля в сезоне-2011. Мол, все очевидно, зачем зря время тянуть. Многие эксперты и даже конкуренты не столь категоричны, но и они признают – помешать Себу защитить титул может только чудо. «Шансы Феттеля очень велики. Однако в такой ситуации мы можем либо сдаться, либо продолжить борьбу. Конечно же, мы будем сражаться!», – заверил Баттон. Дженс знает, о чем говорит: два года назад в дебюте сезона-2009 он выиграл шесть из семи Гран-при, а потом еле-еле удержал лидерство.

Кто знает, может и «Ред Булл» нынче даст слабину. Хотя соперникам в любом случае ошибаться противопоказано. Даже идущий вторым в общем зачете Хэмилтон отстает от лидера чемпионата на 58 баллов. То есть находится на расстоянии в две с лишним победы при условии сходов Феттеля. А если Льюис продолжит выступать как в Монте-Карло, то, скорее, будет зарабатывать не победы, а штрафы и дисквалификации. Ведь на Гран-при Монако сверхагрессивный Хэмилтон в попытках прорваться вытолкнул с трассы сначала бразильца Фелипе Массу, а затем Пастора Мальдонадо из Венесуэлы. А в итоге занял лишь шестое место, набрав 8 баллов против 25 у Феттеля. Хотя у Льюиса есть оправдание – стартовал-то он только девятым. Причем по чужой вине. Вернее, из-за драматического стечения обстоятельств.

Его попытка в квалификации была прервана из-за жесточайшей аварии «Заубера» мексиканца Серхио Переса на выходе из туннеля. Удар о защитный барьер получился очень сильным (перегрузки в момент столкновения составили 80 G) и состояние Серхио поначалу вызывало большие опасения. Тем более что 17 лет назад в точно такую же аварию попал другой пилот «Заубера» австриец Карл Вендлингер, которого в свое время считали едва ли не более талантливым, чем семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер. Карлу не повезло, он сильно ударился головой и несколько недель провел в коме. И пусть впоследствии Вендлингер вернулся к нормальной жизни и даже к профессиональным гонкам, полностью восстановиться австриец не сумел. Былая скорость исчезла, поэтому «Формулу-1» Карлу пришлось покинуть.

К счастью, Серхио отделался куда легче – всего лишь сотрясением мозга и несколькими днями в госпитале. По словам молодого талантливого мексиканца, он намерен вернуться в кокпит «Заубера» уже на Гран-при Канады (с 10 по 12 июня), а его карьере точно ничего не угрожает. Спасибо политике по ужесточению мер безопасности, которую Международная федерация автоспорта последовательно проводила в последние полтора десятилетия. Кстати, к следующему визиту «Формулы-1» злополучный барьер передвинут, хотя и всего на 20 м. Все-таки на улочках Монте-Карло при всем желании глобальная переделка трассы невозможна в принципе.


Черная полоса Петрова.

Для главной надежды российского автоспорта Петрова уик-энд завершился, увы, почти так же, как и для Переса. Аварией и эвакуацией на машине «скорой помощи» в близлежащий госпиталь. Причем Виталий оказался виноватым без вины, после контакта впереди идущих машин шансов уйти от столкновения у него не было вообще. Удар о барьер получился не слишком сильным, но ноги Петрова зажало в кокпите. По словам россиянина, боль в первый момент показалась очень сильной, однако подозрения по поводу перелома не оправдались. Врачи, диагностировав лишь сильные ушибы, быстренько выписали Виталия. Физически он в норме, психологически, будем надеяться, тоже. Поскольку, по словам отца, в прошлом попадал в аварии и посерьезнее – еще в «Формуле-3000» на трассе в Имоле, где в свое время погиб великий Айртон Сенна.

Куда больше опасений вызывает нынешняя форма команды Петрова «Лотус-Рено». Руководители команды со смехом опровергают слухи о финансовых проблемах, но технические трудности в любом случае налицо. «Лотус-Рено» начал сезон с двух подиумов – Петров финишировал третьим в Австралии, а его немецкий напарник Ник Хайдфельд – в Малайзии. Но в четырех последующих Гран-при ни один из пилотов не поднялся выше восьмого места. Из-за тактических просчетов команды и потерявшей конкурентоспособность машины.

Причем перед гонкой в Монако босс «конюшни» Эрик Булье амбициозно заявил о намерении побороться за победу. Но ожидаемой скорости мы не увидели. Хайдфельд благодаря сходам финишировал восьмым, Петров, даже избеги он аварии, в лучшем случае мог рассчитывать лишь на шестое-седьмое место. В общем зачете чемпионата с 21 очком в шести гонках Виталий занимает девятую строчку. Признаем, после резвого старта в Мельбурне мы рассчитывали на совсем иное продолжение. Но кидать в россиянина камни не стоит – он действительно заметно прибавил, о чем свидетельствует счет «5:1» в его пользу против Хайдфельда в квалификациях. Да и в гонках практически не совершает ошибок.

Вот только невезение и небольшой провал «Лотус-Рено» не позволяют таланту Петрова раскрыться в полной мере. Однако впереди еще две трети чемпионата, и многое может поменяться. Особенно если в «Лотус-Рено» возьмутся за ум и сумеют вернуть болиду былую скорость.

SPORTWEEK № 21 (160)

 


ZOOM

10 МАРТА 2011 ГОДА. МАНЧЕСТЕР (АНГЛИЯ) Ребекка Адлингтон на чемпионате Великобритании, дистанция 800 м вольным стилем. (фото: FOTOBANK/Getty images/Clive Rose)

19 АВГУСТА, ЦЮРИХ (ШВЕЙЦАРИЯ) Чешская прыгунья с шестом Иржина Птачникова терпит неудачу на этапе «Бриллиантовой лиги» (фото: EPA/ALESSANDRO DELLA BELLA)

2 СЕНТЯБРЯ. ОКЛЕНД (НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ) Афелеки Пэйлинайс из Tasman пытается убежать от игроков Counties Manukau в матче 6-го раунда Кубка ITM (фото: FOTOBANK/Getty Images/Hannah Johnston)


SportWeek Опрос

Сколько российских клубов ("Рубин", "Спартак", "Локомотив" и "Алания") сумеют преодолеть раунд плэй-офф Лиги чемпионов и Лиги Европы?
 

Карта