главная страница
11 октября 2008 года

Сочи-2014
Спящая Олимпиада

Сочи
SERGEI CHIRIKOV /Sportweek
00:28 13.08.2008 Автор: Евгений Дзичковский

Сейчас непросто смотреть на Сочи прежними, неолимпийскими глазами. Особенно если вы только что побывали в Зальцбурге, как, к примеру, автор этих строк, и имели возможность сравнить, где могла бы пройти зимняя Олимпиада-2014 и где она пройдет. Нет, приехать в Сочи можно и просто так, без Зальцбурга и вообще без всяких задних спортивных мыслей. Покуролесить, покупаться (сочинцы никогда не говорят «плавать», только «купаться»), покосить лиловым глазом на местных и заезжих прелестниц. Но мысль об Олимпиаде все равно будет время от времени подавать сигналы из недр вашей головы. Не помнить об Играх, находясь в Сочи, нельзя. Хотя бы потому, что за пять с половиной лет до их начала исключительно трудно взять в толк, каким образом все тут когда-нибудь по-олимпийски наладится и устроится.


Сочи начинается с дороги туда: эта мысль верна для всех несочинцев в мире. Морской способ передвижения сразу вынесем за скобки. Пассажирские «кометы» ходят в Новороссийск и в Гагры, но только когда нет волнения на море. К тому же водоизмещение и вместимость их невелики, влияние на туристические потоки слабое. Остаются воздух, железная дорога и асфальт.

Адлерский аэропорт, пейзажный вид на который открывается как раз с трассы на Красную Поляну, за последний год стремительно похорошел. Здание, заложенное еще югославами в дикие времена прощания с социализмом, нынче обросло сверкающими панелями, разжилось «прилетным» и «улетным» пандусами. На полную мощность, впрочем, новый терминал не работает. Там уже встречают комиссии МОКа, привозя для этих целей радостных детей с цветами, но простых смертных просят подождать. Хотя они ждали бы и без просьб – спешить все равно некуда.

В любом случае аэропорт рано или поздно заработает, и воздушные олимпийские ворота широко распахнутся. А железнодорожные распахнуты уже сейчас. Правда, описывать путешествие в Сочи этим видом транспорта еще скучнее, чем собственно путешествовать. Если смерч не размоет пути где-нибудь в районе Нижнего Буу и вы не застрянете на сутки в консервных вагонах при температуре +38 С в ста метрах от моря, до которого не дойти, потому что состав в любой момент может тронуться, значит, дорога в олимпийский край пройдет для вас без лишних эмоций. Уровень же комфорта будет целиком зависеть от класса билета.

Самый интересный способ прикоснуться к Играм уже сейчас – проникнуть в Сочи на автомобиле. В пути вас ждет множество интересных открытий (например, магазин автозапчастей «Че Гевара», расположенный в населенном пункте Лосево Воронежской области) и упоительных остановок. Дело в том, что федеральная трасса «Дон» (она же – M4) – объект ожесточенной, зубодробительной реконструкции. Плохие старые участки с поврежденным дорожным полотном сменяются хорошими с гаишниками, укрывшимися с радаром за автобусными остановками и кирпичными сортирами.

Впрочем, для обеспечения полной безопасности движения не брезгуют романтики с большой дороги и однополосными участками трассы, где скорость не выше шестидесяти. Там всегда можно спрятать знак «Обгон запрещен. 11 км», забытый асфальтоукладчиками с прошлого года, и через 10 км 950 м косой косить расслабленных туристов, осатаневших от скоростей, унижающих их быстрые машины. Сами же дорожники предпочитают просто тупо перекрыть всю трассу на полдня, если кому-то из них взбредет в голову подлить свежего битума в одну из миллиона дырок на истерзанном теле федеральной трассы.

Однако капканы пройдены, ямы позади, мент-горыныч повержен – и вот вы в Сочи. Дорога влечет за собой дорогу – с этого и начнем.

Столица будущей Олимпиады не производит впечатления города, дружественного к автолюбителям, как почему-то называют у нас даже тех, кто ненавидит свою машину. Не то чтобы здесь плохое дорожное покрытие – закатать в асфальт со временем теоретически можно даже пляжи (хотя покрытие, едва съедешь с главной улицы города – Курортного проспекта, в Сочи действительно плохое). Просто здесь негде ездить.

Курортный проспект – редкая артерия, пролегающая между горами и морем. Любое ответвление от нее, ежу понятно, неминуемо наткнется либо на одно, либо на другое. А ехать хотят все. Результат – кошмарная, постоянная, слабо-жидкая пробка в самом Сочи на участке стадион – санаторий «Заря» и такая же, только еще менее жидкая, – в Адлере, где основное движение до сих пор кастрирует допотопный железнодорожный переезд со шлагбаумом.

Мне довелось увидеть работы по прокладке совершенно новой большой объездной дороги, которая нырнет в огромную дырку, уже прогрызенную в горах, и вынырнет затем на поверхность неизвестно где по направлению к Краснодару. Это, несомненно, решит проблему объезда Сочи, но не сильно облегчит ситуацию в самом городе. Впрочем, кто сказал, что ее непременно будут облегчать? Теоретически центральный район может быть вообще изолирован от главных спортивных событий, поскольку до ближайших олимпийских объектов в Адлере около 20 километров. Туристов из сочинских гостиниц так или иначе на соревнования вывезут, остальным скажут в громкоговоритель: «Прижаться, стоять!» – чтоб не мешали.

Если же с негодованием откреститься от всех этих ужасов, то стоит предположить, что транспортную проблему в городе все же как-то решат. Как именно – непонятно, поскольку прокладывать новые трассы из-за отсутствия места можно только над старыми. Или под ними.

Любопытно, что самая главная олимпийская дорога Адлер – Красная Поляна уже реконструирована. Окончательно или нет – ясно не вполне, ибо трасса стала явно безопаснее, но нисколько не шире: в каждую сторону идет одна полоса. Решить, что она выдержит такое же движение, как между Турином и горами, в которых на Играх-2006 прошло множество соревнований, можно только в бреду.

Что касается доставки немыслимого количества грузов для олимпийской стройки, то и тут пропускная способность всех нынешних и будущих сочинских дорог вызывает большие сомнения. Однако на этот случай в разработке имеется вполне конкретный вариант со строительством в Адлере специального грузового порта. Море – оно широкое, всех пропустит.

Самой близкой на летнем курорте к спорту вообще и к зимнему спорту в частности является сейчас, без сомнений, сама Красная Поляна. Что ни говори, а народ всегда ездил туда не только форели поесть, но и двигательной активностью позаниматься. Следовательно, какая-никакая база имеется. И база эта на сегодняшний день – карусельный подъемник к пограничному с Абхазией хребту Аибга, состоящий из нескольких очередей, полулюбительские лыжные трассы, некоторое количество технических строений и ресторанов, раскинутых на пространстве, действительно напоминающем большую поляну в окружении гор.


Написать комментарий

Впечатления дня



Загружается, подождите...
-->