Нефтяной след: как подорожание углеводородов может отразиться на стоимости бензина в России

Опубликовано: 28.12.2018

Развитие современных технологий привело к неизбежному появлению новых видов транспорта. Один из них — электросамокаты, которые сначала наводнили весь штат Калифорния (США), где питают особую страсть ко всему электрическому, а потом буквально захватили крупные страны Европы и в этом году получили стремительное развитие в России, на сайте купить трюковый самокат. Но это, пожалуй, именно тот случай, когда мир оказался не готов к такому повороту событий.


Нефтяной след: как подорожание углеводородов может отразиться на стоимости бензина в России

 

 

Начнем с того, что почти во всех странах нет четко сформированной законодательной базы относительно электросамокатов. Поэтому их «водители» чувствуют себя совершенно безнаказанно, двигаясь по автомобильным магистралям в левом ряду (хорошо, если не по встречной полосе), объезжая пешеходов и не используя хоть какие-то средства безопасности. За время путешествий по Европе в этом году только в Швейцарии я видел аккуратного водителя электросамоката — в шлеме, налокотниках и всеми делами.


В России могут существенно вырасти и цены на бензин - СМИ2

В остальных же случаях электросамокаты водят безобразно. В одном только Париже количество такого транспорта уже превысило 20 000, аналогичная ситуация наблюдается в других странах. В этом не было бы особой проблемы, вот только электросамокаты способны разгоняться до скорости в 35 км/ч, а у их «пилотов» не всегда есть желание надеть тот же шлем, не то что двигаться по специальной полосе. Отсюда большой риск для автомобилистов, которые могут не заметить мелкий объект на дороге, но еще больший — для переходов.

 

 

Электросамокаты часто можно встретить на обычных пешеходных дорожках, и по сути это все равно, что пустить на тротуары общего пользования автомобили. Водители самокатов не стесняются разгоняться до 20-30 км/ч, чувствуя себя на гоночном треке и обгоняя пешеходов одним за другим. Поэтому они часто становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий: например, в этому году в том же Париже водитель электросамоката насмерть сбил 81-летнего пешехода.

В 2018 году аналогичный случай произошел в Москве, где 34-летний москвич задавил пешехода — 88-летнего мужчину. Он управлял электросамокатом IceWheel S8, который весит 18, 5 кг и может развивать скорость 35 км/ч. Для пожилого человека такое столкновение оказалось смертельным.

На самом деле случаев ДТП с электросамокатами много во всей Европе. СМИ часто пишут только о происшествиях с летальным исходом, но в действительности почти каждый день водители таких самокатов совершают наезды на переходов.

 

 

За первую неделю октября розничная стоимость бензина выросла на 0,1% (4 копейки) и составила 43,28 рубля за литр. Бензин АИ-92 подорожал на 2 копейки, до 41,39 рубля, а АИ-95 — на 5 копеек, до 44,62 рубля за литр. Дизельное топливо прибавило в цене 10 копеек, достигнув уровня 44,69 рубля за литр. Об этом сообщил Росстат в четверг, 11 октября.

За прошедшую неделю стоимость бензина выросла в 33 региональных столицах. Самое заметное подорожание зафиксировано в Иркутске — на 2,2%, Кызыле — на 1,3% и Чите — на 0,9%. Во Владикавказе цены на топливо, напротив, снизились на 0,2%.

В Москве цены на горючее не изменились, а в Санкт-Петербурге подросли на 0,2%. В целом с начала года средняя стоимость бензина в России выросла на 9%, дизеля — на 10,3%.

Рост в октябре

Напомним, подорожание бензина стартовало в апреле, когда средняя цена топлива подскочила на 1%. Но уже в мае рост разогнался до 5,6%, превысив целевой ориентир годовой инфляции Центробанка (4%).

Для удержания цен правительство с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизельное топливо на 3000 и 2000 рублей за тонну соответственно. Кроме того, было отменено плановое повышение акцизов на 700 рублей с 1 июля. Одновременно кабинет министров убедил крупнейшие нефтяные компании зафиксировать стоимость горючего на АЗС на уровне 30 мая. В итоге с уровня 43,43 рубля за литр в начале июня цены на бензин снизились до 43,21 рубля к началу сентября.

Однако за первый месяц осени стоимость топлива подросла на 3 копейки. А за первую неделю октября — сразу на 4 копейки.

По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, нынешнее подорожание на АЗС связано с повышением оптовых цен на внутреннем рынке.

«Нефтяные компании в соответствии с договорённостью с правительством держат цены на уровне мая, но при этом терпят определённые убытки, а независимая розница вслед за ростом оптовых цен вынуждена их повышать. При этом они теряют объёмы продаж, потому что потребитель уходит туда, где стоимость ниже. В ряде регионов разница между розничными ценами независимых продавцов и нефтяных компаний достигает уже 4—5 рублей. Это повышение у некоторых продавцов и фиксирует Росстат», — пояснил в беседе с RT Аркуша.

Разгон дизеля

За первую неделю октября оптовая цена на летнее дизельное топливо выросла на 434 рубля за тонну, достигнув нового рекордного значения — 52 739 рублей. Об этом сообщает агентство «Прайм». Стоимость бензина также увеличилась: АИ-92 подорожал на 108 рублей, до 49 544 рублей за тонну, АИ-95 — на 133 рубля, до 55 508 рублей за тонну.

Евгений Аркуша отмечает, что рост оптовых цен вызван в первую очередь снижением объёмов поставок на внутренний рынок со стороны нефтяных компаний, которым в настоящее время выгоднее поставлять горючее на экспорт. Дело в том, что вслед за мировыми ценами на нефть за рубежом выросла и стоимость нефтепродуктов.

«Разница между поставкой топлива на мировой рынок и внутренний доходит до 10—12 тыс. рублей за тонну. Это заставляет нефтяные компании пересматривать номенклатуру производимых товаров: они больше выпускают другую продукцию в ущерб автомобильному бензину», — сказал Аркуша.

По его словам, оптовые цены на дизельное топливо уже превысили майский уровень, когда правительству пришлось прибегать к экстренным мерам.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачёв отмечает, что ситуацию усугубило ослабление рубля к доллару США, поскольку стоимость топлива зависит ещё и от валютного рынка.

«В прежние времена сильная зависимость курса рубля от мировых цен на нефть имела как минимум один плюс — стоимость барреля нефти в пересчёте на российскую валюту долгие годы удерживалась в коридоре 2400—3200 рублей. Это происходило за счёт того, что при росте цен на нефть наша валюта укреплялась, а при падении слабела. К лету эта зависимость была снижена из-за санкций и покупки валюты в рамках бюджетного правила. Нефть дорожала, а рубль дешевел, в результате чего стоимость барреля нефти в настоящее время составляет свыше 5500 рублей. Это и вызвало новый подъём оптовых цен на топливо», — пояснил RT Калачёв.

Ценовой вопрос

9 октября президент Владимир Путин призвал нефтяные компании не злоупотреблять своим положением и не использовать мировую конъюнктуру (рост цен на нефть) ради получения максимальной прибыли.

Кроме того, по словам министра энергетики Александра Новака, правительство уже приняло необходимые меры, чтобы сдержать рост цен на бензин и не допустить его выхода за пределы инфляции.

Глава Минэнерго в интервью телеканалу «Россия 24» отметил, что эти меры связаны со снижением акциза на нефтепродукты.

Опрошенные RT эксперты также полагают, что не стоит ожидать заметного роста цен до конца этого года.

Евгений Аркуша считает, что нефтяные компании продолжат удерживать розничные цены на своих АЗС, а независимые продавцы будут следить за динамикой оптовых цен.

При этом, по словам Аркуши, есть надежда, что оптовые цены снизятся за счёт выхода НПЗ из ремонтов или падения спроса.

«Цены на топливо будут зависеть от спроса, предложения, стоимости сырья и налоговой нагрузки. Пока рост цен на топливо ничего не предвещает. Однако с 1 января 2019 года вырастут акцизы, поэтому возможны некоторые колебания цен», — отметила в разговоре с RT заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева.

Налоговый манёвр

На начало следующего года запланировано очередное повышение топливных акцизов. По мнению экспертов, это может стать дополнительным фактором для возможного роста цен на АЗС. Свою роль в удорожании также может сыграть и повышение НДС с 18% до 20% с 1 января.

«Снизив ставки акцизов в июле, правительство сумело на время сдержать рост цен. Но если мы заглянем в Налоговый кодекс, то увидим, что ставки акцизов на моторные топлива на 2019 и 2020 годы не снижены. Если мы вспомним, что с 1 января у нас увеличивается ставка НДС, то можно смело прибавить к ценнику ещё 2%», — считает Алексей Калачёв.

В кабмине считают, что цены на бензин удастся сдержать и в следующем году. Ранее вице-премьер Дмитрий Козак в интервью РБК заявил, что рост акцизов на топливо с 1 января 2019 года не приведёт к скачку розничных цен на автозаправках. Зампред правительства отметил, что в случае необходимости власти готовы пойти на введение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, чтобы сдержать рост цен на бензин в стране.

Александр Новак также отмечал, что Минэнерго не видит риска роста цен на бензин в 2019 году. По его словам, правительство приняло все необходимые механизмы для удержания роста цен в рамках налогового манёвра.

В конце июля Госдума приняла пакет законов о завершении налогового манёвра в нефтяной отрасли с 2019 года. Он предусматривает последовательное снижение экспортной пошлины на нефть с нынешних 30% до 0% с 2019 года. Одновременно в течение трёх лет будет повышаться НДПИ на нефть.

Поскольку обнуление экспортных пошлин может вызвать рост внутренних цен на нефтепродукты, в рамках манёвра предусмотрено введение двух механизмов компенсации. Речь идёт об обратном акцизе на нефть, поставляемую на российские НПЗ, а также дополнительном демпфирующем акцизе, который будет учитывать выгодность экспорта нефтепродуктов.

5 октября премьер-министр Дмитрий Медведев поручил внести в правительство пакет поправок в налоговый манёвр, которые дополнительно увеличат субсидии для нефтепереработчиков. Как сообщает ТАСС, в результате этих изменений компенсация в 2019 году может вырасти с 400 млрд рублей до 630 млрд рублей. Увеличив субсидии нефтяникам, правительство также обяжет их поставлять на внутренний рынок не менее 17,5% добытой нефти.

Алексей Калачёв отмечает, что меры компенсации должны сдержать рост цен на топливо из-за снижения экспортных пошлин, однако полноценные выводы можно будет сделать лишь после использования данного механизма на практике.

«Все зависит от реализации закона, если практика будет совпадать с бумагой, то меры будут работать. Поскольку они привязаны к колебаниям цен на нефть, важно, чтобы система была гибкой и реакция на рост или падение цен происходила быстро. Если будут проволочки, то цены на топливо будут очень волатильными: сначала расти, потом снижаться и наоборот», — заключила Анна Кокорева.